Боя́рчиков Николай Николаевич (р. 1935), артист балета, балетмейстер, народный артист РСФСР (1985). В 1954-71 в Ленинградском Малом театре оперы и балета, с 1977 его главный балетмейстер. В 1971-77 главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Поставил балеты: «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1972), «Царь Борис» на музыку Прокофьева (1975), «Разбойники» М. А. Минкова (1982), «Макбет» Ш. Э. Каллоша (1984), «Тихий Дон» Л. П. Клиничева (1988), «Петербург» С. П. Баневича (1992) и др.
* * *
БОЯРЧИКОВ Николай Николаевич - БОЯ́РЧИКОВ Николай Николаевич (р. 27 сентября 1935, Ленинград), российский танцовщик и балетмейстер. Народный артист РСФСР (1985). Государственная премия РСФСР (1977).
Окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог Б. В. Шавров), в 1954-71 - солист Ленинградского Малого Оперного театра. В 1967 окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории (педагоги Ф. В. Лопухов, И. Д. Бельский). Поставил в Ленинградском Малом Оперном театре спектакли: «Три мушкетера» В. Е. Баснера (1964), «Деревянный принц» Б. Бартока (1966).
В 1971-77 - главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета им. Чайковского. Постановки: «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1972), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1973), «Царь Борис» на музыку Прокофьева (1975), «Слуга двух господ» М. И. Чулаки (1976), «Орфей и Эвридика» на музыку рок-оперы А. Б. Журбина (1977). С 1977 - главный балетмейстер Ленинградского Малого Оперного театра. Среди лучших постановок: «Геракл» Н. А. Мартынова (1981), «Макбет» Ш. Э. Каллоша (1984), «Женитьба» Журбина (1986), «Тихий Дон» Л. П. Клинчева (1988), «Петербург» С. П. Баничева (1992). Возобновил в своей редакции «Лебединое озеро» Чайковского (1980) и «Эсмеральду» Ц. Пуни (1982).
Подробно исследуя психологию героя, Боярчиков ставит в центр хореографического повествования нравственный конфликт. Главная тема его балетов - поиски гармонии в дисгармоничном мире. Герой в спектаклях Боярчикова погружен в жизнь духа, в которой воплощается миропорядок Вселенной.